Система орошения, отведения ливневых вод и вод таяния снегового покрова предусматривает изделие – лоток железобетонный водоотводный. С помощью бетонных лотков и соответствующей инфраструктуры, системы орошения и водоотведения транспортируют полезный либо вредный продукт – поливочная либо сточная вода на поля, ливневые или канализационные коллекторы.
Типы и размеры железобетонных лотков
Существует два типа изделий для «транспортировки» воды: Лотки оросительных систем и Лотки дорожные водоотводные комплектуемые защитными решетками. Соответственно названию первый тип изделий используется для строительства систем орошения сельскохозяйственных площадей, а второй тип для обеспечения быстрого отвода дождевых и талых вод от шоссе, автомагистралей, городских дорог и пешеходных тротуаров.
Основные характеристики и размеры лотков для систем орошения регламентирует ГОСТ 21509-76 «ЛОТКИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ», а основные характеристики и размеры изделий для комплектации систем водоотведения дорог и пешеходных переходов нормативный документ ГОСТ 32955-2014 «Лотки дорожные водоотводные».
Лотки железобетонные водоотводные ГОСТ 21509-76
Лотки данного типа предназначены для строительства оросительных систем рассчитанных на прокачку воды в количестве до 5 метров кубических в час. Изделие представляете собой железобетонный параболический желоб определенных размеров, который может быть установлен на опорах или плитах, либо уложен в почву.
В зависимости от способа монтажа лотки для оросительных систем маркируются как ЛВ или ЛРГ. Лотки ЛВ устанавливаются на опоры или плиты, а изделия ЛРГ укладываются непосредственно в почву.
Пример обозначения железобетонного водоотводного лотка серии ЛВ высотой 400 мм: ЛВ4. Заводы ЖБИ предлагают к продаже следующие виды и габариты лотков для строительства оросительных систем, приведенные в Табл1.
Табл.1
Обозначение | Габаритные размеры, мм | Вес, кг | |||
Длина | Высота | Ширина | Толщина стенки | ||
ЛР4 | 5980 | 400 | 908 | 50 | 1080 |
ЛРГ4 | |||||
ЛР6 | 600 | 1084 | 1420 | ||
ЛРГ6 | |||||
ЛР8 | 800 | 1240 | 60 | 1920 | |
ЛРГ8 | |||||
ЛР10 | 1000 | 1804 | 75 | 3310 | |
ЛРГ10 |
Лотки железобетонные водоотводные ГОСТ 21509-76 изготавливаются из тяжелого бетона марки М300, усиленного стальной арматурой. Для возможности сборки в единую систему и установки на опоры (плиты) каждое изделие оснащается закладными изделиями под сварку и параболической выемкой под укладку уплотнения.
Дорожные лотки железобетонные водоотводные ГОСТ 32955-2014
Изделия этого типа используются для приема поверхностных вод для дальнейшего направления в системы канализации. Имеется ввиду сточная вода, поступающая с проезжей части, пешеходных тротуаров, обочин дорог или поверхности почвы.
При этом в соответствии с требованиями нормативного документа конструкция водоотводных изделий представляет собой комплект – лоток железобетонный водоотводный с решеткой, изготовленной из чугуна.
Нормативный документ определяет оседающие конструктивные типы дорожных водоотводящих лотков: коробчатые, щелевые, открытые, прямоугольные, U-образные, бордюрные, кольцевые и другие виды.
При этом лотки могут изготавливаться как на заводах ЖБИ и доставляться на строительные площадки готовыми к установке, так и изготавливаться непосредственно на строительных площадках методом заливки армированного бетона.
ГОСТ 32955-2014 не регламентирует жесткие размеры лотков железобетонных водоотводных дорожных. Покупателям предлагается широкий выбор габаритов лотков в зависимости от конкретных задач и протяженности линии водоотведения:
- Длина от 400 до 4 000 мм и более.
- Ширина от 500 мм и более.
- Высота от 200 мм и более.
Конкретные размеры лотков и решеток могут отличаться от ГОСТовских. Другими словами, габариты, конфигурация, типы дорожных водоотводящих лотков и решеток оговариваются в проектах конкретных сооружений. Как и в предыдущем случае, для изготовления дорожных лотков используется тяжелый армированный бетон марки М300 приготовленный на цементе марки не ниже ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
Заключение
Водоотводящие лотки дорожных или оросительных систем, несмотря на кажущуюся простоту конструкции должны изготавливаться специализированными заводами, обладающими соответственной материально-технической базой позволяющей выпускать изделия соответствующие требованиям действующих нормативных документов.